Главная  Этикет 

Деловой этикет увольнение, уход с работы - II


Деловой этикет: когда увольняете вы
Работодатель, вынужденный уволить служащего,  нередко  сам  расстроен сильнее, чем неудачливый работник. Выгнать человека с работы - дело  нелегкое, и многие руководители  нередко  часами  меряют  кабинет  шагами, прежде чем принять столь ответственное решение. Обвинят ли нанимателя  в несправедливости? Поддержат ли его остальные сотрудники? Не придется  ли ему потом погрязнуть в рутине  судебного  разбирательства?  Да,  уволить сотрудника - дело не из легких.
Так же конструктивно, как к собственному увольнению, надо подходить и к увольнению ваших сотрудников.
Будьте конкретны. Коль  скоро  ваша  компания приняла решение закрыть одно из  своих  подразделений  и сократить  весь его штат, так об этом и скажите. Если вследствие слияния двух компаний возникает избыточное число сотрудников, расскажите  о тех критериях,  которыми вы руководствовались, определяя, кого следует уволить, а кого - оставить на работе: возрастные параметры, особые качества,  высокая адаптационная способность и т.п. Иногда человеку бывает легче узнать о том, что он уволен не по своей вине, а в силу сложившихся обстоятельств, на которые он никак не мог повлиять.
Если  же  вам предстоит уволить кого-то одного из сотрудников, тогда дело  обстоит сложнее. Есть много причин,  которые могут заставить вас пойти на такой шаг: неэффективность его работы, жульничество, беспокойство, доставляемое  им  другим служащим,  неумение общаться с людьми, отказ подчиняться распоряжениям руководства, отсутствие инициативы,  недостаточная способность к решению проблем, лень,  отсутствие преданности делу,  неумение доводить начатое до конца и т.д. В общем, список указанных причин можно продолжать до бесконечности. Хоть любая из них может стать поводом для увольнения, не следует называть их тому, кого вы собираетесь уволить - все  они слишком расплывчаты.
Вместо этого укажите конкретные проявления одного  или  нескольких из указанных недостатков, сказав,  например:
- "Сданные вами  счета  о представительских  расходах оказались липовыми", или:
- "Вы  продолжаете  каждый день уходить на два часа в обеденный перерыв", или:
- "Вы  отказались сопровождать торговых представителей,  когда они должны были ехать на встречу с клиентами".
Против конкретных доводов возражать трудно - факты упрямая вещь. Подготовьтесь к увольнению сотрудника заранее, с  тем чтобы к тому моменту,  когда он будет поставлен об
этом в известность, вы могли представить документы,  объясняющие причины его увольнения, и  напомнить о том,  что ему неоднократно делались ранее предупреждения. Обоснованное дело об увольнении строится на выдержках из досье сотрудника за достаточно длительный промежуток времени, причем там должны храниться  все  вынесенные предупреждения, а также рекомендации о пересмотре его  поведения. Копии таких документов необходимо подшивать к личному делу сотрудников. Их и следует использовать при решительном разговоре.
Если вы убеждены в необходимости увольнения сотрудника, без промедления переходите  к действиям. Не  позволяйте уволенному дольше оставаться на фирме, предложите  ему  или ей выходное пособие и попросите как можно скорее оставить службу.
Многие руководители считают, что сообщать работнику об увольнении надо не  в своем кабинете, а на "нейтральной территории" или в том помещении, где работает этот сотрудник, чтобы избежать ненужных пререканий. Храните спокойствие  даже в том случае, если вас будут в чем-то обвинять. Не пытайтесь оправдываться, лучше скажите: "Мне очень жаль, что вы так к этому относитесь".
Предметно остановитесь на обсуждении вопроса о выходном пособии.
- Не извиняйтесь.
- Не говорите  дурно  об  уволенном сотруднике в присутствии его бывших коллег.
- Предоставьте увольняемому возможность уйти с работы, не потеряв собственного достоинства, например, подать заявление об уходе по собственному желанию.
Деловой этикет: просьба о рекомендации
Если вы уходите с работы или вас увольняют в связи с трудностями, переживаемыми компанией, вы, возможно, захотите обратиться к вашему  работодателю с вопросом о том, сможет ли он или она дать  вам  рекомендацию, когда вы подыщете себе новое место службы.  Вместо  того  чтобы просить своего бывшего нанимателя написать вам стандартное  письмо  "Тому,  кого это может заинтересовать", лучше будет подождать, пока с такой  просьбой к нему лично обратится ваш потенциальный новый работодатель. К  рекомендательным письмам, как правило, относятся с некоторой долей скептицизма, и большая часть возможных нанимателей предпочитает им личное общение  с бывшим руководителем нанимаемого. В ходе такой беседы потенциальный  наниматель может задать интересующие его вопросы о  тех  ваших  качествах, которые особенно понадобятся сотруднику на будущей работе.
Для того чтобы вашему бывшему работодателю было проще дать вам характеристику, о которой, возможно, попросит новый наниматель, оставьте  небольшую справку о той работе, которую вы выполняли на фирме, ваших  обязанностях и продвижении по службе.
Деловой этикет: как давать рекомендацию
Если вы согласились дать рекомендацию начальнику вашего бывшего  сотрудника, вам следует знать его или ее сильные качества и четко представлять себе тот вклад, который сотрудник внес в деятельность вашей компании или отдела. Это позволит вам сказать несколько хороших слов в адрес бывшего служащего даже в том случае, если он  или  она  по  каким-то причинам не смогли продолжать работу на вашей фирме.
С просьбами дать рекомендацию кому-то из ваших бывших служащих  обращаются, как правило, по телефону. Возможно, в тот момент, когда вам позвонят, вы будете очень заняты, однако не забывайте,  что  для  человека, который какое-то время на вас работал, этот разговор может  быть крайне важен. Поэтому, если вы в момент звонка будете проводить  совещание  или опаздывать на заранее назначенную встречу,  лучше  попросите  секретаршу передать тому, кто хочет с вами переговорить по данному  вопросу,  чтобы вам перезвонили в более удобное для вас время. Но в назначенный час уделите несколько минут исключительно обсуждению этой темы.
Характеризовать работника с отрицательной стороны вам не следует - если уж  вы  согласились дать рекомендацию, значит, вам не трудно будет найти несколько добрых слов о человеке, которому вы это обещали. Вместе с тем, не  нужно и кривить душой, поэтому когда вам задали вопрос,  на  который  вы  можете дать лишь отрицательный ответ, лучше вам вообще  уклониться  от  него  и просто сказать: "На этот вопрос мне бы отвечать не хотелось", или: "Я не готов ответить на ваш вопрос".
В том случае, когда вы отказали бывшему сотруднику в  характеристике, и кто-то из руководителей компании, в которую он обратился в поисках работы, нашел ваш телефон по справочнику и решил  вам  позвонить  на  свой страх и риск, не будет ничего плохого в том, чтобы дать о человеке положительный отзыв. Если же ничего хорошего вы ответить не сможете,  постарайтесь, тем не менее, построить свой ответ достаточно конструктивно и в то же время искренне, отделив ваше личное мнение, сложившееся о  человеке, от его объективной служебной характеристики.
Так, например, если  вы уволили Ивана Ивановича с работы за то, что он постоянно опаздывал, а  вас, как человека скрупулезно пунктуального, это очень раздражало, однако  во всех остальных отношениях он был неплохим работником, вам  так  и  нужно сказать, подчеркнув, что лично для вас обязательность - непременное  качество любого сотрудника. Такой ответ может  дать позвонившему ключ к принятию окончательного решения.
Письменные характеристики
Когда вы согласились дать бывшему сотруднику письменную характеристику - точно так же, как и устную, - вам следует помнить о том, что ее получатель полагается на ваше мнение, как на честную оценку ответственного делового человека.
Письменные характеристики выполняют особую функцию, представляя собой объективный отзыв о человеке, с которым вы вместе  работали  или  просто общались. В таком документе вам следует упомянуть  обстоятельства,  при которых вы познакомились, и дать оценку его качеств и способностей.  Можете привести в подтверждение своего мнения конкретные факты.
Если же по каким-то соображениям вы не хотите  составлять  письменную характеристику, просто отклоните такую просьбу. Вместо этого можете дать номер вашего телефона и предложить заинтересованному  нанимателю  позвонить вам. Такое решение позволит в ходе беседы обсудить качества человека, которому вы согласились дать устную рекомендацию, а  также ответить на те вопросы, которые вам могут быть заданы.
Отрицательная характеристика
Просьбы о предоставлении служебных характеристик работодатели получают на протяжении многих лет, зачастую даже после того, как сами  выходят на пенсию. Легко и приятно давать людям  положительные  характеристики, отмечая все те ценные деловые и личные качества, которые делают человека полезным для работы в любой фирме и приносят сотрудникам радость от  общения с ним. Однако дать рекомендацию работнику, которого  вы  вынуждены были уволить, бывает существенно сложнее.
Прежде всего, необходимо  обладать  достаточной  широтой  взглядов и признать, что этот сотрудник имеет определенные положительные  качества. Именно им вы можете уделить в письменной характеристике основное  внимание. Уточните, что хотя в вашей компании он работал не так, как  ожидало от него руководство, тем не менее, в другой фирме его  работа  могла  бы считаться вполне удовлетворительной.
Кроме того, вам следует быть тактичным. Служащие имеют право на получение письменной характеристики, хранящейся в их личном деле, и если они узнают о том, что там их характеризуют только негативно, может  начаться судебное разбирательство. Избегайте как категоричных утверждений,  выносящих тем, кто на вас работал, окончательный приговор, так и  бездоказательных выводов.
Самый простой способ дать отрицательную  характеристику состоит в том, чтобы написать в ней как можно меньше, тем самым  показывая потенциальному нанимателю, что вы будете рады лично ответить на  его вопросы по телефону.

 

Дальше:
Деловой этикет как правильно завязывать галстук.
Культура общения, речевой этикет тема и содержание разговора.
Культура общения, речевой этикет выпады и "шпильки".
Cервировка стола для официального приема - I.
Cервировка стола для официального приема - II.
Сервировка стола для неофициального приема - II.
Сервировка стола для семейных трапез.

Главная  Этикет 

0.0021