Главная  Этикет 

Бизнес этикет презентации и публичные выступления - I


Бизнес этикет: презентации и публичные выступления
Всем ораторам, выступающим на публике, следует  всегда  помнить  одно непременное правило: говорите коротко и по существу. В  первую  очередь, это пожелание относится к тем, в чьи  обязанности  входит  представление публике основного докладчика - ведь это его или ее, а не вас пришли слушать собравшиеся. Отрекомендовав выступающего, вам лучше сесть на  место и спокойно дождаться окончания его речи. После этого  встаньте,  пожмите ему руку и поблагодарите оратора за то время, которое он или она уделили собравшимся, а также за прекрасную речь.
Когда вам надо выступить с речью
Залогом успеха любого публичного выступления является хорошая  подготовка к нему и обязательная предварительная репетиция. Ваша  речь  может быть продолжительной или краткой, серьезной или забавной, однако уверенность в том, что собранный вами материал заслуживает внимания, равно как то удовлетворение, которое вы получите, произнеся  текст  выступления  с блеском, с лихвой компенсируют вам долгие часы, потраченные на составление речи и ее многократное повторение.
Если в том нет насущной необходимости,  не  пишите  свое  выступление полностью, чтобы потом прочесть текст на публике.  Независимо  от  того, насколько хорошо вы знакомы с материалом, чтение по  бумажке  лишит  вас радости непосредственного общения с аудиторией, которая быстро утратит к вам интерес. При желании можете написать свою речь, однако  постарайтесь
пользоваться записями лишь для того, чтобы приводить цитаты, хоть  их  и не всегда бывает легко сразу отыскать в  тексте.  Если  вам  обязательно нужно иметь перед  глазами  всю  речь,  читайте  ее  перед  выступлением столько раз, чтобы запомнить почти наизусть. В этом случае вам легче будет удерживать внимание слушателей.
Несмотря на то что во многих пособиях по ораторскому искусству  рекомендуется разнообразить выступление шутками, лучше вообще не шутить, чем пошутить неудачно. Если же вы решите "приправить" свою речь  остроумными замечаниями, чтобы лучше завладеть вниманием аудитории, эти замечания не должны показаться слушателям ни безвкусными, ни нелепыми. Очень немногие ораторы обладают даром острословия, и, если вы не относитесь к их числу, не стоит переживать. Серьезность вполне может соперничать с юмором, особенно в том случае, когда вы затрагиваете близкую сердцам слушателей тему.
К числу остальных советов, которые хотелось бы дать тем, кто  намерен выступать на собрании или обращаться к широкой аудитории, можно  отнести следующие:
- Старайтесь говорить хорошо поставленным голосом и не очень громко.
- Перед началом выступления установите микрофон на оптимальном расстоянии, чтобы  вас было хорошо слышно на последних рядах,  и вместе с тем в динамиках не раздавалось ни пронзительного визга, ни ужасающих хрипов от того,  что вы слишком близко поднесли микрофон к губам. Не свистите и не постукивайте по  нему пальцами - обычным голосом спросите, хорошо ли вас слышат сидящие сзади. Убедитесь в том,  что микрофон расположен на удобной для вас высоте,  чтобы вы могли перед ним нормально стоять. Ничто не выглядит столь нелепо, как верзила,  в три погибели согнувшийся над микрофоном, или коротышка,  пытающийся встать на цыпочки,  чтобы дотянуться до микрофонной  стойки. Придерживайтесь темы своего выступления.  Даже в том случае, если  вы  мастер импровизации,  добавление предварительно не отрепетированных вставок, призванных  сделать вашу речь более остроумной или убедительной, может  привести вас к нарушению последовательности изложения и уклонению от основной темы выступления или доклада.
- Обратите внимание  на жестикуляцию. Если вы будете выступать с кафедры, можете  держаться за ее боковые края и при необходимости переворачивать страницы текста выступления. Не вертите ничего в руках, не теребите вещи, лежащие  у вас в карманах и не держите трясущиеся руки перед собой - так  вы рискуете перепутать или уронить на пол страницы своего выступления. Если вам некуда деть руки,  сосредоточьтесь на том,  чтобы держать их спокойно. Жестикуляция может усилить выразительность вашего выступления, однако,  если вы не знаете, как этого добиться, не крутите и не машите руками  попусту, отвлекая  внимание слушателей от содержания своего доклада.
- Никогда не берите в руки микрофон, установленный на штативе. Он разнесет звук от ваших пальцев по всему залу, а ваше волнение может произвести на  слушателей - одновременно являющихся и зрителями - впечатление того, что вы отчаянно боретесь за собственную жизнь.
- Почувствовав потребность  чихнуть  или прокашляться - так и сделайте. Если у вас начнется приступ кашля - извинитесь перед аудиторией. Сделайте паузу, выпейте воды, дайте горлу отдохнуть. На всякий случай вам всегда следует иметь в кармане носовой платок.
- Когда время  вашего выступления истекло или вы сказали все, что хотели, в заключение можете подвести краткие итоги сказанному. Слушатели сочтут вас прекрасным оратором, коль скоро вы позволите им покинуть зал до того, как от нетерпения они уже просто не смогут спокойно сидеть, а так же если вы оставите им надежду на то, что вам еще есть о чем поговорить.
Если вам предложили выступить неожиданно
Никогда не говорите: "Я не привык выступать  перед  аудиторией"  или: "Вы бы сначала спросили мое мнение - терпеть не могу говорить со сцены". Большинство людей сильно волнуются, когда им приходится выступать  перед слушателями, поэтому, если их застают врасплох, им бывает труднее связно изложить то, чем они хотели бы поделиться с окружающими. Тем  не  менее, сделайте все возможное, чтобы быть на высоте положения: глубоко вздохните и начните громко говорить, только не срывайтесь на крик.
Если кто-нибудь попросит вас сказать "несколько слов" после выступления предыдущего оратора, с вашей стороны будет крайне невежливо  заявить в ответ: "Боюсь, что уважаемая председательствующая чрезмерно  преувеличивает мои скромные возможности". Скромность украшает человека, но человек скромный от украшений отказывается, поэтому  такое  нежелание  взять слово прозвучит для присутствующих неубедительно, и к тому  же  выставит вас не в самом выгодном свете перед тем, кто проводит встречу. Лучше просто встать и сказать: "Спасибо тебе, Генри, за теплые  слова в мой адрес", а потом сделать несколько комментариев по поводу выступления предыдущего оратора.
Ответы на вопросы
Нередко после выступления слушатели обращаются к докладчику с  вопросами. Вы успешнее справитесь с ответами на них, если  сможете  организовать диалог со слушателями, соблюдая несколько нехитрых  правил.  Прежде всего предложите всем собравшимся задавать вопросы только  тогда,  когда вы позволите им это сделать. Попросите их подниматься с места и, по возможности, перед тем как сформулировать свой вопрос, представляться и называть свою профессию. После этого повторите заданный вопрос с тем, чтобы все присутствующие могли его расслышать.
Если кто-то вместо того, чтобы задать вопрос, сам начнет пускаться  в пространные рассуждения, можете перебить его и вежливо спросить: "Скажите, пожалуйста, в чем же, собственно, состоит ваш вопрос?" В том случае, когда вы не знаете, как ответить, не  бойтесь  признать этот факт. Можете даже высказать такое предположение: "Я вовсе не исключаю, что кто-то из собравшихся лучше меня осведомлен об  этой  проблеме. Было бы очень неплохо, если бы этот человек ответил на ваш вопрос". Если кто-то задаст вам откровенно провокационный вопрос, можете оставить таковой без ответа, подчеркнув, что здесь не место для конфронтации или выяснения отношений. Другой вариант - отложить ответ на данный  вопрос, предложив спрашивающему встретиться с вами позже и обсудить проблему. Некоторые ораторы выходят из положения, заметив: "Я вижу, мое высказывание вызвало у вас раздражение. Позвольте мне в связи  с  этим более подробно остановиться на моей точке зрения".
Когда кто-то задает вопрос, явно свидетельствующий о недостатке у него фактического материала, вы можете сказать: "Мне  представляется,  что вы располагаете неполной информацией. Перед тем, как я вам отвечу,  позвольте мне сначала изложить основные факты". Если один и тот же человек беспрерывно забрасывает вас вопросами,  не давая остальным раскрыть рот, можете предложить ему встретиться позже  и сказать: "Я польщен вашим интересом к поднятой теме, однако будет  более справедливо предоставить возможность задать вопросы и остальным собравшимся".

 

Дальше:
Этикет делового общения телефонный этикет.
Телефонный этикет в быту - II.
Культура общения, речевой этикет искусство вести беседу.
Культура общения, речевой этикет комплименты.
Культура общения, речевой этикет неловкие ситуации.
Телефонный этикет в быту - I.

Главная  Этикет 

0.0204