Главная  Этикет 

Деловой этикет основные правила поведения на работе - II


Деловой этикет: правила вежливости на работе
Многие люди часто испытывают замешательство от того,  что  иногда  не очень себе представляют, как лучше себя вести в рабочей обстановке. Мужчины, обычно галантные в обращении с дамами, не знают, нужно ли им  держать дверь открытой, чтобы дать представительнице прекрасного пола пройти, или нет; женщины, стремящиеся доказать, что они ни в чем не уступают мужчинам, могут болезненно реагировать на любой знак внимания, подчеркивающий их женственность, нередко при этом агрессивно бросая: "Я вполне в состоянии сама с этим справиться!"
Отношения между мужчинами и женщинами на службе
- Если исходить  из  идеи равенства мужчин и женщин и руководствоваться требованиями обычной вежливости, вопрос о том, как представителям противоположных полов строить отношения на работе, отпадет сам собой.
- Дверь открывает тот, кто ближе к ней стоит.
- В лифт первым входит или выходит из него человек, находящийся ближе к двери.
- Прикурить другому дает тот, у кого под рукой зажигалка.
- И мужчины, и  женщины  поднимаются  со стула,  чтобы поприветствовать клиента или посетителя, вне зависимости от его пола.
- И мужчины, и  женщины обмениваются рукопожатиями;  на службе нет правил, предписывающих, кто первым должен подавать другому руку.
- Независимо от того, кто кого приглашает на ленч, платит приглашающий.
- Если все сотрудники, находящиеся в кабинете, пользуются общей кофеваркой, и мужчины, и женщины по очереди варят кофе и моют кофеварку. Представление о  том, что  прерогатива  готовить кофе является исключительно женским делом, - один из самых типичных предрассудков, и ведением "домашнего хозяйства" на работе женщины занимаются наравне с мужчинами.
- Услуги личного характера, такие,  как адресованная секретарше просьба отнести одежду  в химчистку  или  купить подарок для жены начальника, не являются частью  служебных  обязанностей, если  только  их выполнение не оговорено специально  при  найме  на  работу. Если  кто-то действительно очень нуждается  в подобной услуге, то и его просьба выполнить это поручение должна носить личный характер.
- Ни мужчинам, ни  женщинам  на  работе не следует называть сотрудников уменьшительно-ласкательными именами  и прозвищами. Джоан - не "милочка", а Стэн - не "лапочка". Если кто-то,  тем не менее,  продолжает упорствовать в своем заблуждении, можете просто сказать: "Меня зовут Джоан, а не "милочка", повторяя  это до тех пор,  пока ваши слова не возымеют действия.
- Даже когда  вы хотели бы вести себя на работе так же, как в нерабочей обстановке,  не позволяйте себе этого. Не забывайте,  что деловой ленч - это не  приглашение  на свидание. Женщина не должна ждать,  пока мужчина галантно подвинет ей стул, чтобы помочь сесть, а мужчине не следует считать себя  обязанным  сделать это. Она вполне сможет сама о себе позаботиться, как и ее спутник.
Питание
Если на службе разрешено питаться на рабочем месте, необходимо следовать обычным правилам соблюдения чистоты. Не оставляйте повсюду  грязных чашек и тарелок. После еды сотрите со стола крошки  и  мокрые  пятна  от расплескавшихся напитков. Зрелище того,  как  люди  едят,  особого  удовольствия присутствующим не доставляет. Если вы вынуждены перекусить  за рабочим столом, а дверь вашего кабинета открыта,  -  закройте  ее.  Коль скоро в вашем служебном помещении работают другие люди, старайтесь приступить к еде тогда, когда те, кто сидит рядом с вами, вышли. Особое внимание уделяйте вашим манерам поведения за столом, не отвечайте на  телефонные звонки с набитым ртом. Как только закончите есть,  выбросьте  остатки пищи, если возможно, в стоящий особняком закрытый мусорный  бачок, а не в корзину для мусора, находящуюся рядом с вашим столом  или  столом вашего коллеги. Сам по себе вид остатков мускусной дыни или тунца с  луком, не говоря уже о запахе, отнюдь не улучшает внешний  вид  служебного кабинета.
Манера разговаривать
Косноязычие обычно мешает людям продвигаться по службе. По поводу того, вводить в школьную программу уроки ораторского  искусства  или  нет, идут нескончаемые дебаты, причем противники такого предложения выдвигают довод о том, что унификация разговорной речи может  лишить  учащихся  их культурных традиций. Не вдаваясь в детали обсуждения этого немаловажного вопроса, отметим лишь, что уважающее себя руководство  компании  никогда не назначит сотрудника на должность, требующую общения с людьми,  в  том случае, если у кандидата не все гладко с разговорной речью. Я хотела  бы посоветовать сотрудникам фирм, связанных с проблемами рынка и общением с другими людьми, исправить недостатки устной речи и  выговора,  если  они таковыми страдают. В случае необходимости можете брать уроки ораторского мастерства, а дома работать над  повышением  вашего  общего  культурного уровня. Неумение четко излагать свои мысли - существенный недостаток для бизнесмена.
Отношение к работе
Благожелательный настрой продвинет вас по службе значительно быстрее, чем жалобы и постоянное выражение недовольства. Вы имеете  полное  право не соглашаться с той манерой одеваться, которая существует на вашей фирме, или с политикой предоставления отпусков, и даже  подстрекать  сослуживцев к отстаиванию своих прав, однако такое отношение к проблеме  вряд ли ускорит ваше продвижение по служебной лестнице. Поэтому,  прежде  чем решиться на какой-то поступок, задумайтесь над тем, чего вам больше  хочется: вступить с руководством компании в борьбу за ваши права или  скорее получить более высокую должность? После этого  действуйте  сообразно принятому решению.
Пунктуальность
Вовремя приходите на работу; не опаздывайте  на  совещания;  сдавайте докладные записки в установленные сроки; не  поглядывайте  постоянно  на часы в ожидании конца рабочего дня. Если вы никак не можете уложиться  в названные сроки, скажите об этом начальнику тогда, когда он будет давать вам поручение, убедительно аргументировав при этом свою позицию.
Грамотность
Ответственные сотрудники корпораций часто  выражают  озабоченность  в связи с тем, что многие их подчиненные недостаточно грамотны, - допускают пунктуационные и орфографические или грамматические  ошибки,  неверно пишут имена, не могут правильно разбить текст на предложения  и  абзацы. Зачастую складывается впечатление, что подготовка учащихся в  школах  не отвечает необходимым требованиям. Тем не  менее,  аттестат  зрелости  не сможет прикрыть недочеты в вашей работе. Коль скоро вам не хватает  знаний, пройдите повторный курс обучения или курсы повышения  квалификации. Если же вы просто безответственно подходите к делу, задумайтесь над тем, какой вред работе может нанести каждая ваша ошибка, и постарайтесь относиться к выполнению своих обязанностей более добросовестно.
Не тратьте времени даром
Независимо от того, насколько вы сами прилежны и старательны, нередко бывает так, что сослуживцы используют общение с вами в качестве предлога для оправдания даром потраченного времени - как их собственного, так и вашего. Подчас они находят тысячи способов оторвать вас от дела, но вам при этом далеко не всегда стоит уделять им внимание. В большинстве  случаев следует вежливо избавиться от их назойливости.
Если вам звонит по телефону какой-нибудь любитель  поболтать,  уловив суть его сообщения, можете прервать поток красноречия этого человека такими, например, словами: "Я поняла вашу просьбу и вышлю вам соответствующие формуляры. Благодарю вас за звонок, а теперь, к сожалению, мне надо идти".
В том случае, когда вы уже обо всем договорились с посетителем, а  он и не думает уходить, поднимитесь со стула  и  скажите  ему:  "Мне  очень жаль, но сейчас я вынужден вернуться к неотложным делам".
Если кто-то спросил вас: "У тебя есть свободная минутка?",  а  у  вас совершенно нет времени, или вы по опыту знаете, что эта "минутка" растянется на целый час, позиция ваша должна быть непреклонной.  "Минутка  у меня есть, - следует сказать вам, - но если ты за нее не уложишься, нам лучше поговорить в другой раз".
Предусмотрительность
Старайтесь думать об окружающих вас сотрудниках. На работе, как  и  в семье, постоянное общение сближает людей. Вы можете улучшить отношения в своем рабочем коллективе, обращая внимание на потребности  окружающих  и избегая таких действий, которые их раздражают.  Букетик  цветов  в  день рождения, дружеская услуга, спокойное поведение, не  отвлекающее  других от дела, - все это может способствовать созданию вокруг  вас  благожелательной атмосферы, и о вас станут говорить, как  о  сотруднике,  умеющем работать с людьми.
Кроме того, предупредительность поможет вам избежать неловких  ситуаций, которые время от времени могут возникать в любом отделе. Так,  например, вы находитесь у кого-то в кабинете, когда там зазвонил телефон - хотя вы и не можете знать, личного характера этот звонок или нет, -  вам лучше подняться со стула и тихо спросить: "Может быть, мне  подождать в приемной, пока вы поговорите?" Если кто-то входит в кабинет с  очевидным намерением найти там того, кто в данный момент отсутствует, вы могли  бы спросить у вошедшего: "Я могу вам чем-то помочь?"  Короче  говоря,  быть предусмотрительным - значит следовать неписаным правилам учтивости и в нужный момент приходить к людям на помощь, когда они  сами  не  решаются вас об этом попросить.
Проявление инициативы
И начальство, и сотрудники с осуждением относятся к проявлению на работе агрессивности. Что же касается инициативы, то она всеми приветствуется. Где между  ними  пролегает  водораздел?  Агрессивность  непрошено вторгается в жизнь, отражая попытку человека утвердиться силой; инициатива же движет людей к свершениям, помогает достижению совместно обозначенных целей.

 

Дальше:
Бизнес этикет презентации и публичные выступления - I.
Деловой этикет этикет деловой одежды.
Деловой этикет увольнение, уход с работы - I.

Главная  Этикет 

0.0011